Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру
Не так давно слово «банкротство» было знакомо нашим соотечественникам благодаря литературным произведениям о жизни капиталистического мира. Однако сегодня ситуация радикально поменялась: в нашей стране признать себя банкротом могут не только фирмы и предприниматели, но и физические лица с доходом ниже среднего. Если вы действительно задумались о том, чтобы запустить процедуру банкротства, стоит знать, каких издержек это потребует.
Что такое банкротство: обязательное и добровольное
Федеральный закон №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает два случая, когда гражданин может столкнуться с банкротством.
Добровольное банкротство - когда должник имеет право самостоятельно инициировать процедуру признания его финансово несостоятельным гражданином. Размер долга в этом случае не является регулируемым, но достаточно наличия обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности, например:
- выплаты кредиторам просрочены не менее чем на месяц, а сумма просрочки составляет более 10% от суммы долга;
- оценочная стоимость имущества должника не превышает сумму долга.
Если должник не может сам объявить о своей финансовой несостоятельности, то вступает в силу обязательное банкротство. Если гражданин не платит по финансовым обязательствам более трех месяцев, а общая сумма долга превышает 250 000 рублей, закон обязывает его подать заявление о признании банкротом в течение 30 рабочих дней после того, как ему стало известно о невозможности рассчитаться по долговым обязательствам.
Помимо должника, государственные службы, такие как ПФР, ФСС, ФНС, и его кредиторы могут подать иск о банкротстве должника.
Для того, чтобы арбитражный суд рассмотрел дело о признании гражданина банкротом, необходимо не только подать заявление, но и подготовить целый пакет документов заранее:
- паспорт, СНИЛС, ИНН;
- опись имущества должника (движимого и недвижимого);
- подтверждение права собственности;
- перечень кредиторов и должников с подробными сведениями о них;
- подтверждение финансовой несостоятельности, такие как копии договоров с кредиторами, долговые расписки, выписки со счетов;
- выписка из реестра предпринимателей, подтверждающая или опровергающая принадлежность к ИП и учредителям юрлица;
- справки 2-НДФЛ (за три года);
- справки из ГИБДД, ГИМС МЧС, Росреестра, Гостехнадзора;
- квитанции об оплате госпошлины и внесении судебного депозита.
В случае наличия обстоятельств, в пакет документов может входить:
- документы о совершении сделок, сумма которых превышает 300 000 рублей за три года;
- свидетельство о браке или свидетельство о разводе/постановление суда о дележе имущества;
- справка из службы занятости о статусе безработного;
- медицинское заключение о признании гражданина нетрудоспособным.
Если документы в порядке, и должник соответствует требованиям законодательства, то в течение месяца со дня подачи заявления будет проведено первое заседание суда. В ходе процедуры банкротства должник пользуется определенными послаблениями, например, он получает отсрочку по платежам кредиторам, а на начисление штрафных санкций накладывается запрет. Этапы банкротства организует не сам должник, а специально назначенный финансовый управляющий, выполняющий функции посредника между гражданином, кредиторами и судом.
Если суд признает, что гражданин не может восстановить свою кредитоспособность в ближайшее время по объективным причинам, то он признается банкротом. В итоге его долги могут быть полностью списаны, реструктурированы или частично погашены путем продажи имущества. При этом отсутствие дорогостоящего имущества не является препятствием в списании долгов. Сведения о банкротстве заносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и находятся в открытом доступе.
Какие расходы необходимо планировать при процедуре банкротства?
При процедуре банкротства неизбежны значительные расходы. Перед началом процедуры рекомендуется составить приблизительную смету и сравнить сумму издержек с размером имеющейся задолженности. Все расходы можно разделить на три группы.
1. Досудебные расходы
В связи с подачей заявления в арбитражный суд необходимо заплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. Также необходимо внести судебный депозит на вознаграждение финансовому управляющему в размере 25 000 рублей и комиссию за его внесение в размере 750 рублей. Оплата за назначение управляющего будет составлять от 2500 до 10 000 рублей. Кроме того, для того чтобы убедить арбитражный суд в необходимости банкротства, потребуется представить пакет необходимых документов (их список приведен выше). При оформлении каждой справки или выписки предусмотрена оплата, так что общая сумма досудебных расходов может составить около 30 000 рублей.
2. Судебные расходы
Судебные расходы включают в себя расходы на приглашение консультантов или экспертов (в среднем на 10 000 рублей), почтовые расходы (сумма около 4000 рублей) и оплату публикации сведений о банкротстве в газете "Коммерсантъ" (стоимость около 10 500 рублей за одну публикацию). Также потребуется оплата внесения сведений о банкротстве в ЕФРСБ, стоимость каждого сообщения составляет 600 рублей.
3. Иные расходы
Иные расходы, включая транспортные расходы, расходы на телефонные переговоры, банковские услуги и т.д., могут составить не менее 3000 рублей.
Итоговая стоимость процедуры банкротства физического лица может составлять около 45 000-50 000 рублей, которая зависит от суммы задолженности. Чем больше задолженность, тем выше расходы на процедуру банкротства.
Финансовый управляющий: отдельная статья расходов при банкротстве
Согласно законодательству, ведение всей деятельности по процедуре банкротства возлагается на финансового управляющего, а не на должника. Начиная с момента запуска процедуры, финансовый управляющий взаимодействует с кредиторами и судом, имея полное право на доступ к информации, касающейся имущества гражданина, обязательств и прочего.
В широкий спектр услуг, предоставляемых управляющим, входят многие задачи: проверка обоснованности финансовых претензий кредиторов, управление средствами на счетах клиента, представление его интересов в суде, совершение сделок от его имени, запрос необходимых данных и документов, публикация сведений о ходе банкротства в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», отчет по проделанной работе и многое другое.
Непреложной частью расходов при банкротстве является оплата услуг финансового управляющего. Единовременно за каждую процедуру вносится депозит в размере 25 000 рублей. Чтобы завершить банкротство, могут потребоваться несколько процедур, каждая из которых будет стоить отдельных денег. Например, процедура реструктуризации долга будет обязательна, если не будет подано ходатайство о реализации имущества.
Кроме процедурной части, на стоимость услуг влияют и другие факторы. Так, в случае реализации имущества должника, финансовый управляющий получает 7% от суммы выручки от реализации, а при реструктуризации — 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов.
Более того, строго рекомендуется подать заявление о банкротстве самостоятельно и не ждать, когда это сделают кредиторы. Только тогда гражданин сможет выбрать управляющего, который учитывает его интересы. Размер оплаты услуг финансового управляющего оговаривается отдельно, но не должен быть слишком низким, потому что исход всего дела зависит от квалификации и опыта финансового управляющего.
Дополнительные услуги от юристов обязательны для тех, кто желает избежать головной боли и непредвиденных срывов банкротства. Без грамотного оформления и полной сборки документов, арбитражный суд может отказать в проведении процедуры. Это означает, что долги не будут списаны, и должник останется погруженным в неопределенный период времени. Профессиональное сопровождение юриста поможет уменьшить сроки банкротства и решать проблемы на лету.
Стоимость вопроса варьируется в зависимости от случая. Однако, специалисты могут помочь на каждом этапе банкротства. Во-первых, они могут предоставить консультацию и определить, подходит ли случай под процедуру в целом. В итоге, клиент может научиться понимать, что делать в каждой конкретной ситуации и разработать план действий.
Во-вторых, юристы могут составить заявление и сформировать весь необходимый набор документов. Это сведет к нулю риски штрафа за просрочку и сэкономит деньги клиента. Стоимость экспертизы и сборки документов составляет порядка 15 000 рублей.
Если у клиента есть юридическое сопровождение, компания сможет подобрать финансового управляющего, способного защищать интересы должника. Это обеспечит минимальные имущественные потери и возможность, при необходимости, снять запрет на выезд за границу. Сроки проведения банкротства решаются заранее, во время заключения договора. Кроме того, клиенту не потребуется присутствовать на судбе, следить за изменениями в законодательстве и менять стратегию процедуры.
Все услуги, включая сопровождение на каждом этапе процесса, можно получить за стоимость в диапазоне от 100 000 до 150 000 рублей. Большинство юридических компаний предлагают сервисы под ключ, что гораздо выгоднее для клиента. При этом минимальное участие должника в процессе включает оформление нотариальной доверенности на ведение дела, стоимость которой составляет около 2000 рублей.
Но стоит помнить, что рынок подобных услуг довольно насыщенный. Поэтому перед выбором компании, занимающейся списанием долгов, вам нужно руководствоваться не только стоимостью, но и репутацией, известностью и практикой фирмы.
Фото: freepik.com