Дистанционное образование в России: преимущества и перспективы
В настоящее время все чаще и чаще в СМИ появляются отрицательные материалы о дистанционном образовании. Эта форма обучения критикуют по многим причинам - от несовершенства программ до фиктивности самого обучения, а также за выдачу фальшивых дипломов. Редакция решила выяснить ситуацию и обратилась к декану факультета управления, бизнеса и права Института международных экономических связей (ИМЭС), кандидату экономических наук Ирине Анатольевне Шишовой.
КП узнала, что Институт международных экономических связей (ИМЭС) - один из немногих вузов Москвы, который готовит бакалавров в различных областях в дистанционном формате. Последнее время в СМИ звучат негативные отзывы об этой форме обучения. Но как сама Ирина Анатольевна оценивает дистанционное образование в России? Она отмечает, что поскольку это новый вид работы с учениками в России, оно вызывает различные отзывы. Не все в этой сфере могут быть умелыми и эффективными, поэтому среди вузов, которые обучают дистанционно, есть и халтурщики. Но она не желает критиковать кого-либо конкретно.
Она отмечает, что в ИМЭСе жестко контролируют деятельность преподавателей и студентов, так как репутация вуза имеет большое значение. По словам Ирины Анатольевны, общество до сих пор трудно представляет, что можно получать образование не покидая свой дом, не тратя время на дорогу и не просиживая часы в лекционных аудиториях. Но с развитием времени все меняется, и дистанционное обучение сегодня развивается в России вполне успешно и не уступает по качеству образованию в Европе.
С 30 мая 1997 года, когда вышел приказ №1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования, в России стали заниматься дистанционным обучением многие вузы, включая главный университет страны и другие. Несмотря на недоработки, обучение дистанционно не менее качественно, чем обычное. Растущий интерес к дистанционному обучению со стороны студентов подтверждает, что эта форма обучения имеет право на существование.
Дистанционное образование набирает популярность и все больше людей обращаются к данному виду образовательных услуг. Об этом рассказала И. А. Шишова, представитель Института международных экономических связей (ИМЭС), в интервью для КП.
Главным преимуществом дистанционного обучения, по мнению Шишовой, является его доступность. Любой желающий может получать образование удаленно, не выходя из дома и не расставаясь с близкими. Этим образом, дистанционное обучение становится возможным для всех, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, у студентов есть возможность заниматься по индивидуальному графику, который можно легко подстроить под личные обстоятельства и совместить с работой.
Изначально Шишова затронула вопрос о халатном отношении к дистанционному обучению со стороны некоторых недобросовестных вузов. Однако она подчеркнула, что в ИМЭС гарантировано стопроцентное качество дистанционного образования. Для каждого студента составляется индивидуальный график, и преподаватели ведут непрерывный контроль качества усвоенных знаний. Учебный контент также уникален и включает в себя всевозможные тесты, логические схемы, слайд-лекции, новейшие специально разработанные программы и тренинги. Все материалы разработаны высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. При этом, ИМЭС соблюдает Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и не допускает формального или халатного отношения к дистанционному обучению со стороны преподавателей и студентов.
Личный кабинет студентов в ИМЭС обеспечивает качественное дистанционное обучение. Здесь студенты могут отслеживать свою успеваемость, просматривать электронную зачетную книжку, проверять сроки сдачи домашнего задания и даже общаться с преподавателями. Также имеется доступ к учебным планам и рабочим программам дисциплин, фиксация результатов экзаменов и зачетов, а также возможность общения с другими участниками образовательного процесса.
Ответив на вопрос о направлениях обучения в дистанционном формате, Шишова отметила, что дистанционное обучение возможно по практически любым направлениям в России. В ИМЭС можно получить высшее образование удаленно по следующим направлениям бакалавриата: менеджмент, экономика, бизнес-информатика, реклама и связи с общественностью, педагогическое образование, государственное и муниципальное управление, психология и юриспруденция.
Как поступить на дистанционную форму обучения в вузе? Именно на этот вопрос ответит Ирина Александровна Шишова, представитель ИМЭС.
Обучение на первый курс бакалавриата в ИМЭС доступно для абитуриентов, получивших полное общее среднее образование и прошедших ЕГЭ. Также поступление на дистанционную форму обучения возможно для выпускников СПО и ВПО, иностранных граждан и других категорий соискателей, пройдя внутренние вступительные испытания в ИМЭС.
Однако, если полученный балл на ЕГЭ не достигает минимальной отметки, то есть возможность поступления на международную программу. Но стоит отметить, что в ИМЭС не выдвигают завышенные требования к баллам. Иногда результаты ЕГЭ могут иметь необъективные оценки.
КП: Обучение на дистанционной основе: сколько это стоит?
И. А. Шишова, представитель Института международных экономических связей (ИМЭС), отмечает, что обучение на их учебных программах выгодно отличается своей финансовой доступностью. Она указывает, что цены на обучение в ИМЭС демократичные и очно-заочная форма обучения может быть доступна широкой аудитории.
Например, цена на очную форму обучения для профилей «Менеджмент в финансах и внешнеэкономической деятельности» и «Внешнеэкономическая деятельность и финансовое консультирование» составляет 135 000 рублей за семестр, тогда как цены на профили «Бизнес-аналитика и цифровая экономика» и «Управление бизнесом» составляют 95 000 рублей. Дистанционное обучение в рамках очно-заочной формы, в свою очередь, стоит всего 37 000 рублей.
Институт также стремится сделать обучение доступным для жителей регионов, где доходы могут быть ниже, чем в Москве. Официальный сайт ИМЭС можно найти по адресу https://imes.su/.
Журналист задает вопрос Ирине Шишовой, преподавателю дистанционного образования: «Сможет ли поменяться отношение людей к дистанционному образованию в ближайшем будущем? Какие тенденции у нас наблюдаются сейчас?».
Ирина Александровна отвечает, что во многом изменение отношения общества к дистанционному обучению зависит от тех, кто работает в этой сфере, и от их добросовестности в выполнении своей работы. При этом, качество преподавания и уровень знаний студентов, прошедших дистанционное обучение, являются показателем профессионализма преподавателей. В настоящее время выпускники дистанционно получают высокие результаты и успешно трудоустраиваются в различных отраслях экономики. Однако, отношение общества к такому виду обучения, как дистанционное, постепенно меняется. Однозначно говорить о изменении отношения к дистанционному обучению нельзя, но качественные онлайн-курсы и дистанционное образование являются форматом будущего.
Более того, Институт международных экономических связей (ИМЭС) занимается деятельностью на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июля 2016 года. Стоимость обучения приведена для ознакомления и актуальна на февраль 2023 года. Кроме того, ИМЭС имеет свидетельство о государственной аккредитации № 3323 от 23 января 2020 года.
Фото: freepik.com