Процедура оформления покупки квартиры
Приобретение жилья своими силами — это, безусловно, непростая задача, особенно если вы не обладаете необходимой юридической подготовкой или не приобретаете жилье у доверенных вам лиц. В подавляющем большинстве случаев без помощи профессионального риэлтора не обойтись: для этого потребуются не только формальные вопросы, связанные с подготовкой документов, но и оценка стоимости квартиры, а также юридическая проверка безопасности предстоящей сделки.
На что следует обратить внимание при покупке квартиры своими силами? Ниже представлены основные этапы этого процесса.
Как купить квартиру правильно: проверка на юридическую чистоту
Перед заключением договора купли-продажи квартиры необходимо провести тщательную проверку юридической чистоты объекта. Важно учесть, что квартира может иметь нескольких правообладателей, что требует более глубокого анализа. Рассмотрим, какие этапы необходимо пройти, чтобы убедиться в юридической прозрачности сделки.
1. Проверка истории квартиры и всех ее правообладателей
Анализ собственников квартиры должен включать:
- физическое и психическое здоровье продавца;
- проверку на алкогольную и наркотическую зависимость, психические расстройства, возрастные неврологические заболевания, затрагивающие функцию памяти, хронические заболевания, которые могут повлиять на психоэмоциональное состояние продавца;
- в случае приобретения прав на недвижимость по наследству - подлинность завещания;
- судебного решения на предмет вероятности его отмены или обжалования в вышестоящих инстанциях, а также его подлинности;
- количества правообладателей продаваемой недвижимости.
2. Проверка самого объекта жилой недвижимости
Необходимо проверить информацию о прошедших и возможных будущих капитальных ремонтах, перепланировках, реконструкциях, возможном сносе, о состоянии коммуникаций. Также требуется проверить подлинность всех правоустанавливающих документов (выписки из БТИ, Росреестра, паспортного стола) и наличие залога у кредитных учреждений.
3. Какие документы может потребовать покупатель
Покупатель имеет право потребовать у продавца архивную выписку из домовой книги, справки ПНД и НД на всех собственников, а также кадастровый паспорт, в котором отражены перепланировки в квартире, если таковые имели место.
4. Как можно самостоятельно проверить объект недвижимости
Покупатель может заказать соответствующую выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Справка представляет собой официальный документ, содержащий информацию об имени владельца объекта недвижимости и юридических основаниях получения им прав собственности на жилье. Официальный срок изготовления выписки - до 10 календарных дней.
Таким образом, проверка на юридическую чистоту квартиры является важным этапом перед заключением договора купли-продажи. Она позволяет защитить себя от неблагоприятных последствий сделки.
При покупке квартиры очень важно правильно оформить все необходимые документы. Договор купли-продажи, в котором должны быть указаны данные о недвижимости, цене и собственниках квартиры, должен составляться очень внимательно, а на это лучше довериться риелтору с опытом.
В зависимости от способа оплаты квартиры, к документам могут добавляться договор ипотечного кредитования или другой кредитный договор, закладная, а также необходимые для банка справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Когда все документы собраны, проверены и подтверждены распиской в получении денег, можно переходить к подписанию договора купли-продажи.
Заключение сделки должно проводиться в переговорной комнате в банке, имеющем депозитарий. Договора аренды ячеек, в которых закладываются денежные средства до завершения процесса регистрации перехода права собственности в Росреестре, должны быть подписаны в банке. При сделке с использованием ипотечных средств она проводится в банке, который выдаёт ипотечный кредит.
В этот же день все юридические документы должны быть предоставлены в Росреестр, где покупатель подписывает заявление на регистрацию сделки в присутствии представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Покупатель получает расписку с перечнем предоставленных документов и указанием даты их возврата после регистрации и получения свидетельства о праве собственности на квартиру, что обычно занимает от недели до месяца, в зависимости от характера сделки.
Когда вы приобретаете квартиру, необходимо учесть затраты на оформление сделки. В список расходов включают:
- государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности. Обычно, стоимость пошлины делится между продавцом и покупателем поровну;
- услуги нотариуса, которые необходимы для подтверждения заключения сделки;
- юридическое сопровождение сделки со стороны агентства недвижимости.
Когда сделка по приобретению квартиры завершена, подписывается акт приема-передачи объекта недвижимости.
Независимо от того, будуте ли вы самостоятельно проводить сделку или же обратитесь за помощью к риелторам, знание процедуры покупки квартиры является важным. Вам необходимо узнать расписание работы официальных служб и банков, до которых вам нужно обратиться, а также сроки оформления необходимых документов. Не забывайте, что продавец заинтересован в быстрой продаже квартиры, и его объект может привлечь и других покупателей.
Фото: freepik.com