Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам
Фермерское хозяйство является относительно новым видом деятельности для России, ведь ему всего около 30 лет. Несмотря на то, что популярность экологически чистых продуктов у нас еще не так высока, как за рубежом, это лишь вопрос времени.
Растительные фермерские продукты выращиваются без применения агрессивных химических удобрений, а мясные и молочные животные откармливаются экологически чистыми кормами, выращенными в той же местности.
Гастрономические продукты фермерства дают возможность насладиться их неповторимым вкусом на протяжении небольшого времени и не содержат промышленных консервантов.
Фермерские продукты и импортозамещение: политика и качество
В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была считалась более качественной, чем отечественная, но на рубеже веков ситуация изменилась. В конце 1999 года экспресс-исследование фирмы «Инкомаркет», проведенное в Москве, выявило, что 75,3% респондентов предпочитали отечественные продукты питания, а всего 3,1% выбирали импортные. Отечественную мясную продукцию сочли лучшей 100% опрошенных, молочную — 93,8%, овощи — 70,6%, фрукты — 34,8%. На сегодняшний день около 20% респондентов мотивируют свой выбор патриотизмом.
Однако, уровень качества отечественных продуктов питания снижается. Российские производители, стремясь снизить затраты, используют все более дешевое сырье, как правило - импортное. В результате многие отечественные продукты стали похожими на импортные: с красивой упаковкой, долгим сроком хранения, но без вкуса и пользы. Например, по данным Росстата, к 2009 году, особенно остро стоял вопрос о качестве отечественных сыров, цельномолочной продукции, животного масла и колбас. Импорт питания в целом превышал 50%.
В январе 2010 года Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации была утверждена Президентом Д. А. Медведевым. Согласно доктрине, к 2020 году производство сельскохозяйственной продукции на отечественном рынке должно составлять 85% по мясу, 90% по молочным продуктам и в целом — 80%.
Однако, импортозамещение процесс длительный, и полки магазинов продолжают демонстрировать дефицит российской продукции. Введенные западными странами экономические санкции требуют более активного наращивания объемов производства. Пока крупные производители одновременно решают вопросы качества и количества своей продукции, отечественным фермерским продуктам дан шанс заявить о себе в полной мере. Государство выделило более 3,4 млрд рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств в 2015 году.
Фермерская продукция находится в центре внимания сегодняшних дней. Это вызвано интересом двух главных категорий потребителей: тех, кто беспокоится о своем здоровье и здоровье своей семьи, и тех, кто обеспокоен экологией. Фермерская продукция обладает следующими качествами:
- Персональная ответственность продавца;
- Частые поставки в небольших партиях, где гарантируется свежесть продукции;
- Сезонность;
- Натуральный внешний вид благодаря отсутствию красителей.
Современные покупатели привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов супермаркетов, что может привести к тому, что фермерам приходится убеждать их попробовать молоко с молочным запахом или "неказистые" фрукты с червоточинкой. Если убедить их, то востребование явно указывает на критерии здорового выбора. Союз органического земледелия сообщает, что 21% россиян хорошо осведомлены о производстве и потреблении экологически чистых продуктов питания и стремятся к их покупке. Из них 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - люди, чье здоровье требует тщательного следования к качеству питания, 10% - люди с высоким доходом и 5% - люди, которые хотят всегда следовать модным трендам.
Хотя фермерская продукция и органическая продукция должны быть one and the same, не так все просто. К сожалению, в России пока нет законодательной нормы, которая бы определяла, какая фермерская продукция может быть названа органической, то есть созданной без вредных веществ и технологий, которые могут негативно повлиять на здоровье. Это имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает на самом деле органические продукты, но не завышает цены. С другой стороны, могут быть случаи, когда маркировка "organic food" используется безо всяких оснований, продукция остается не проверенной, а цены повышаются на 50% или даже больше. Поэтому вопрос: где найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, остается индивидуальным, поскольку единого рецепта нет.
В Москве можно найти множество мест, где можно приобрести экологически чистую фермерскую продукцию для личного потребления. Однако, не все из них стабильны в работе. Поэтому, заинтересованным покупателям рекомендуется знать несколько вариантов, которые расположены рядом с их домом или работой.
Первым вариантом являются ярмарки фермерской продукции, также известные как ярмарки выходного дня. Самые крупные площадки находятся в Кузьминках (108 мест) и в Хамовниках (72 места), а всего по Москве открыто 102 площадки. Здесь продаются различные фермерские товары из 50 регионов России. Главным плюсом ярмарок являются умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные, но также стоит учитывать некоторые минусы, такие как сезонность и отсутствие продавцов в часы работы ярмарок, а также риск того, что товар может быть распродан.
Второй вариант - рынки сельхозпродукции. Некоторые из них были закрыты из-за несоответствия санитарным нормам, но все еще существуют солидные бренды, такие как Даниловский и Дорогомиловский рынки. Есть также более молодые, популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Главный плюс таких рынков - ежедневная работа, всесезонность и продуктовая направленность, но стоит учесть сложность ориентирования на больших площадках.
Третий вариант – универсальный рынок, где можно сделать покупки для всей семьи. Известные места такого формата – Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково», ТК «Садовод». Однако минус этого варианта покупки - небольшой выбор продукции и сложность проверки информации о производителе.
Четвертым вариантом являются специализированные магазины фермерской продукции. Их можно найти в спальных районах, где они обычно пользуются значительной популярностью, однако такие точки имеют свойство неожиданно пропадать.
Наконец, интернет-торговля фермерской продукцией, хоть и не всегда устойчива в работе, но подходит для тех, кто хочет выбирать товары по картинкам и отзывам, а также оплачивать банковской картой. Однако здесь теряется личный доверительный контакт с продавцом, что добавляет некоторые минусы в этот способ приобретения продуктов.
Важно отметить, что хотя система торговли фермерскими продуктами в Москве еще не отлажена полностью, интерес к экологически чистой продукции постоянно растет, и этот бизнес является одним из самых перспективных.
Как купить фермерские продукты оптом
Фермерские продукты в оптовых партиях пользуются большим спросом среди представителей ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частных санаториев и реабилитационных центров. В этой статье мы расскажем, как можно закупать продукты следующими способами:
- Непосредственно у фермера. Этот способ можно осуществлять по личной договоренности или на оптовом рынке, например, на известных местах, таких как оптово-продовольственный центр "FOOD-СИТИ" или оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Хотя данный способ является наиболее гибким и универсальным, для его реализации потребуется тщательная проработка.
- Через перекупщиков. Перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но данный вариант может оказаться дорогим и неэффективным, так как в большинстве случаев объем услуг минимален.
- Через потребкооператив. Сбытовые (торговые) сельскохозяйственные кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, они могут выполнять значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. Через потребкооператив удобно осуществлять закупки для крупных ритейловых компаний и отправить продукцию сразу на прилавки, но для менее крупных закупщиков данный вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
- На электронной площадке сбыта сельхозпродукции. Каналы сбыта создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства "Единый центр развития сельского хозяйства" создал портал "РОСАГРОТОРГ.РФ", который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечить безопасность взаиморасчетов, организовать грузоперевозки. На портале возможна организация бесплатного виртуального магазина, а также есть возможность поиска по продуктам и регионам. Однако, недостаток портала - минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.
Несмотря на то, что у российских фермеров есть представление о цивилизованном бизнесе, производителям и потребителям фермерских продуктов сейчас сложно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Фермеры не имеют возможности выделять огромные бюджеты на рекламу, поэтому качество товаров и услуг, как правило, на высоте. В основном все держится на личных контактах.
Фото: freepik.com