27 апреля - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО
Сегодня, 27 апреля, 1877 года, в городе Керчь родился святитель Лука Крымский (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий).
Сегодня, 27 апреля, 1877 года, в городе Керчь родился святитель Лука Крымский (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий).
Ученый-хирург с мировым именем, лауреат Сталинской премии, прошедший тюрьмы и ссылки, святой, которого почитает весь мир
К святителю Луке сегодня, как и прежде, люди прибегают в случае тяжелой, а то и неизлечимой, болезни, когда современная медицина оказывается бессильной помочь страждущему человеку. Молятся Луке и перед операциями, и после хирургического вмешательства, чтобы послеоперационный период прошел благополучно.
Для нас имя святителя Луки имеет особое значение – он наш земляк. Керчанин по рождению, святитель Лука отдал служению в Крыму последние 15 лет своей земной жизни – был целителем душ и врачевателем телес. И теперь, предстоя Престолу Царя Небесного, продолжает свое служение – вымаливая у Господа спасение нашим грешным душам и болящим телам. Множество чудесных случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксировано документально не только в нашей стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье.
Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря.
Расскажем немного о его великой жизни, в которой святитель Лука все делал с безмерной любовью ко Всемилостивому Спасителю нашему Иисусу Христу и к людям, так нуждающимся в его помощи.
В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет с отличием. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании «всю жизнь быть сельским врачом, помогать бедным людям». Всю жизнь быть сельским врачом святителю не довелось, но пришлось всю жизнь служить людям.
Великим бедствием в некоторых губерниях России была слепота. Русская деревня с ее грязью и нищетой издавна была очагом трахомы. Множество жертв болезни-ослепительницы просили на дорогах подаяния.
Собираясь стать земским врачом, Войно-Ясенецкий не забыл и об этом народном бедствии. Осенью 1903 года, сразу после выпускных экзаменов в Университете, он начал посещать в Киеве глазную клинику. Амбулаторного приема и операций в клинике ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе в дом. «Наша квартира, — вспоминает сестра Владыки Луки Виктория, — превратилась на какое-то время в глазной лазарет. Больные лежали в комнатах, как в палатах. Валентин лечил их, а мама кормила». Этот киевский опыт очень пригодился ему потом в земских больницах. В Ардатове и Любаже слава о глазных операциях, которые делал новый доктор, росла так стремительно, что хирург не успевал осматривать желающих оперироваться.
В.Ф. Войно-Ясенецкий в составе медицинского отряда Красного Креста участвовал в русско-японской войне. В военно-полевом госпитале в Чите он успешно оперировал раненых. Здесь же работала медсестрой Анна Васильевна Ланская, ставшая его женой.
Занимаясь научной работой, Владыка Лука всегда имел жизненные задачи, руководствовался желанием облегчить страдания больных и труд врачей. В те годы крайне несовершенный общий наркоз часто был по словам доктора Войно-Ясенецкого «несравненно опаснее самой операции», и в применении такого совершенного метода местного обезболивания как регионарная анестезия была огромная практическая потребность, особенно же у земских врачей. Хирургия имела для Владыки Луки огромное значение, так как благодаря ей он мог служить бедным и страждущим людям.
В 1908 — 1909 гг. в журнале «Хирургия» появляются первые научные работы В. Ф. Войно-Ясенецкого, посвященные вопросам обезболивания. Всего за первые двенадцать лет своей хирургической деятельности будущий Владыка Лука опубликовал девятнадцать из сорока двух своих научных работ.
В 1915 году Войно-Ясенецкий выпустил монографию «Региональная анестезия», за которую Варшавский университет присудил Валентину Феликсовичу премию имени Хойнацкого, которую получали авторы лучших сочинений, прокладывающих новые пути в медицине.
В 1917 году семья будущего святителя перебралась в Ташкент из-за туберкулеза легких Анны Васильевны. В 1919 году она умирает, оставив четырех детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
Осенью 1920 года В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия.
В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен во диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг. 30 мая того же года в церкви святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа города Пенджикента епископом Волховским Даниилом и епископом Суздальским Василием.
После первой же епископской службы святитель Лука был арестован и отправлен в ссылку. В ссылке он оперировал в местной больнице и однажды вернул зрение целой семье слепцов, страдавших катарактой – из семи человек шестеро стали видеть.
В «награду» за бескорыстное служение народу городское начальство отправило епископа еще дальше – в Туруханск, а затем в д. Плахино на Енисее м-ду Игаркой и Дудинкой. Ссылка закончилась в январе 1926г.
Вторая ссылка с мая 1931года длилась два года в Архангельске, где епископ продолжал заниматься хирургической деятельностью.
Осенью 1934 года после десятилетней подготовки вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии», которую высоко оценили коллеги: « Пожалуй, нет другой такой книги, которая была написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку…». На издании перед именем автора стоял сан – епископ.
В июле 1937г. чекисты снова арестовали святителя, обвинив в создании «контрреволюционной церковно – монашеской организации», в шпионаже в пользу иностранной разведки, в убийстве больных на операционном столе. И вот – третья ссылка. В районный центр Большая Мурта в Красноярском крае. Здесь в маленькой больнице он много оперирует и продолжает работу над «очерками гнойной хирургии».
Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он послал телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета М.И. Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».
Просьбу удовлетворили и в октябре 1941г. епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу. При инспекторской проверке было отмечено, что ни в одном из госпиталей не видели таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов. Деятельность хирурга была отмечена грамотой и благодарностью Военного совета Сибирского военного округа.
Напряженная работа архиепископа в красноярских госпиталях давала блестящие научные результаты. В конце 1943г. опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии», переработанное и значительно дополненное, а в 1944г. вышла книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За эти два труда ему была присуждена Сталинская премия I степени. Из 200 тыс. рублей этой премии 130 тыс. Владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим в войне.
В феврале 1944г. Войно-Ясенецкий развернул научно – практическую работу, результаты которой изложены в монографии «О течении хронической эмпиемы и хондритах». Насыщенность и обширность хирургической работы была колоссальной. Шестидесятисемилетний Владыка работал по 8 – 9 часов в сутки и делал четыре – пять операций ежедневно.
Если не было другой возможности спасти больного, Владыка Лука шел на рискованные операции, несмотря на то, что это налагало на него большую ответственность. За огромный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию святитель Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В мае 1946г. Владыка переехал в Крым на должность Архиепископа Симферопольского и Крымского.
После приезда в Симферополь Владыка рассчитывал на то, что его знание и опыт в хирургии будут востребованы. Профессор Войно-Ясенецкий был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 года он, как хирург и профессор, читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых, были опубликованы результаты его последних медицинских исследований. Но вид профессора, читающего лекции в рясе и с панагией раздражал медиков. Один военный хирург задал вопрос Владыке: «Как вы, такой специалист, хирург можете верить в Того, Которого никто никогда не видел, в Бога?». Профессор ответил: «Вы верите в любовь?» — «Да». – «Вы верите в разум?» — «Да». – «А вы видели ум?» — «Нет». — «Вот так и я не видел Бога, но верю, что Он есть».
Владыка обладал бесценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. Святитель-хирург продолжал врачебную практику у себя дома. На двери его кабинета было вывешено объявление, которое сообщало, что хозяин этой квартиры, профессор медицины, ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. Много больных стекалось к профессору-епископу, и никому он не отказывал в помощи. До сих пор исцеленные с благодарностью вспоминают своего доктора.
До эпохи антибиотиков, когда не было другой возможности бороться с гноем кроме хирургической, находила свое применение книга святителя Луки «Очерки гнойной хирургии». Имея эту книгу, молодой специалист или просто хирург, не гнойный, могли осуществлять сложные операции в нелегких условиях земской больницы. Многие ученые отмечают, что «Очерки гнойной хирургии» написаны с большой любовью к страдающему человеку и с большой любовью к читателю. Есть свидетельство неверующих людей, что даже не зная, что «Очерки гнойной хирургии» написаны епископом Лукой, нельзя не заметить, что книгу писал христианин. Есть в ней строки, показывающие, с каким христианским вниманием относился Владыка к больному:
«Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем». Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому не только выполните весьма важную задачу подкрепить сердце камфарой или дигаленом, но позаботьтесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы: вида операционного стола, разложенных инструментов, людей в белых халатах, масках, резиновых перчатках — усыпите его вне операционной. Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно».
22 ноября 1995 года решением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было установлено всероссийское почитание святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского.
На долю архиепископа Луки выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом — он был носителем слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф. 5; 16) .
Преставился святитель Лука 11 июня 1961г. в День Всех Святых в земле российской просиявших. На протяжении трех дней не прекращался поток людей ко гробу Владыки и врача, а в день похорон процессия растянулась на три километра. До самого кладбища путь был усыпан розами.
Потом стали приходить сообщения, что множество больных, которые приходили к могиле святителя Луки, по молитвам получали исцеление.
В сердцах людей он навсегда останется епископом-хирургом.
Источник - http://hram-luki.com
Последние новости
Прокурор Республики Крым Олег Камшилов провел прием граждан
Сегодня, 23 января 2024 года, прокурор Республики Крым Олег Камшилов провел прием граждан.
В Симферополе осуждена жительница региона за махинации с материнским капиталом
Прокуратура Киевского района города Симферополя поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении жительницы Красногвардейского района.
Эдип Гафаров: до конца 2025 года 168 семей получат собственное жильё
По поручению главы крымского парламента Владимира Константинова, председатель Комитета по межнациональным отношениям Эдип Гафаров осуществляет сопровождение значимых для реабилитированных народов проектов,
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований