Рождение российского триколора
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 г. Как правило,
В 1664 г. персидский шах Аббас II даровал российским купцам право беспошлинно торговать в его владениях, открыв перед Россией широкие возможности. Времена были сложные и чтобы сопровождать торговые караваны в Каспийском море, требовалось обеспечить безопасность прохода судов. Военного флота в России еще не было, и Алексей Михайлович повелел возвести в деревне Дединово, недалеко от места, где Москва-река впадает в Оку, судостроительную верфь. На ней, взяв за основу голландский проект фрегата, в 1667 г. заложили корабль «Орел», положивший начало будущему военно-морскому флоту России. Для руководства строительством из Голландии пригласили опытного мастера Ламберта Гельта.
Стараниями главного мастера-корабела ─ Афанасия Ордин-Нащокина удалось привлечь к работе голландских мастеров. В России подобрали подходящих кузнецов, пушкарей, а также резчиков по дереву и мастеров канатного дела. Весной 1668 г., когда основной объем работ был завершен, в Дединово прибыли 22 голландских моряка, которым предстояло стать основой команды первого русского военного корабля «Орел». Вместе с ними был и будущий командир – опытный голландец Давид Бутлер. 19 мая 1669 г. корабль сошел со стапелей.
По одной из версий на корабле был поднят трехцветный, первый в истории России флаг военного корабля. Незадолго до спуска на воду в марте 1669 г. Бутлер осмотрел корабль и признал его годным для плавания. Среди предметов, необходимых для корабля, командир указал материю для флагов, «морских знамен для воинского хода потребных… А цветами, как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».
На просьбу Бутлера Дворцовый приказ ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата «строит знамена, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем, Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране».
Бутлер доложил, что флаг Голландии представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней), в результате чего была составлена «Роспись, что еще надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем», которая свидетельствует, что для флагов была закуплена алая, белая и синяя материя.
24 апреля 1699 г. вышел второй из двух сохранившихся указов Алексея Михайловича, касающихся флагов, который гласил: «Кораблю, который в селе Дединове сделан вновь, …прозванье дать Орлом; …поставить на носу и на корме по орлу, и на знаменах и на еловчиках (вымпелах) нашивать орлы же». Кроме этих двух указов больше никаких документов и сведений о флагах корабля «Орел» не сохранилось. Из данных указов следует только то, что для изготовления флагов для «Орла» была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на изготовленных флагах предписывалось изображать орлов.
Современные историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, каков был флаг, поднятый на фрегате. По одной из версий, на полотнище изображался синий крест и бело-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали его по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах.
Есть версия, что, так как главными распорядителями были голландцы, то тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трех горизонтальных полос: белой, синей и красной и, судя по царскому указу, — с изображением золотого двуглавого орла в центре. В пользу этой версии говорит гравюра Конраада Деккера «Вид города Астрахани и фрегата «Орел» с флотилией» из изданной в 1681 г. в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса. На гравюре с рисунка очевидца тех событий никакого креста на флаге не было, зато явно просматриваются три полосы.
Более правдоподобная гипотеза основывается на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней в Центральном военно-морском музее России в Санкт-Петербурге. Она утверждает, что флаг был другой – посередине бело-сине-красного полотнища был вышит желтый орел, на груди которого – красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.
И тому есть подтверждение. О том, что на «Орле» было поднято именно такой флаг, можно прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 г. Предположение о флаге с двуглавым орлом, помещенным на бело-сине-красное полотнище, поддерживают многие авторитетные ученые.
Впоследствии именно эти цвета Российского флага Петр Великий узаконил как российский триколор. Так получилось, что Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени и флаг, поднятый на фрегате «Орел» стал первым, который взял на себя роль национальной идентификации.
Как именно точно выглядели первые флаги, мы уже не узнаем. Они погибли вместе с «Орлом» в Астрахани в 1670 г., где фрегат был захвачен сподвижниками Степана Разина во время его мятежа.
Таким образом, вполне возможно, что родиной российского флага является село Дединово под Коломной (сейчас это Луховицкий район Московской области), где находилась верфь. Впоследствии Петр I хорошо знал о начинаниях своего отца и во многом подражавший делам царя Алексея Михайловича начал использовать триколор и на торговых, и на военных кораблях.
Сергей Ченнык
Последние новости
Крымчане активно вступают в Федеральный регистр доноров костного мозга
За 2023 год число доноров в Крыму увеличилось на 60,4%.
Рост заболеваемости респираторными инфекциями в Крыму
За последнюю неделю количество заболевших увеличилось более чем на 10%.
Возобновление права на получение социальных услуг в Крыму
Минздрав Республики Крым информирует о необходимых действиях для восстановления льготного лекарственного обеспечения.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований