Стоит ли отказаться от смартфонов на уроках
Смартфонам и другим мобильным устройствам не по пути с образовательным процессом в школах.
Среди родителей и преподавателей всё больше сторонников идеи ограничения использования мобильных телефонов в школе. По итогам всероссийского опроса, участие в котором приняли более трёх тысяч человек, инициативу поддерживают 89% родителей, 90% учителей и около 60% самих учеников. На основании проведённого исследования Министерство просвещения РФ рекомендовало запретить смартфоны во время уроков, однако окончательное решение по утверждению этого правила останется за администрациями учебных учреждений. Не станет исключением и Крым. Понимать при этом следует, что это решение не из разряда «нам так захотелось», а что именно так для детей будет лучше, комментирует новшество министр образования РК Наталья Гончарова.
– Полностью поддерживаю решение отказаться от мобильных во время уроков. Понимая при этом требования современности и потребность родителей всё время быть на связи со своим ребёнком. Тем не менее учебному процессу ничто не должно мешать. Телефон у ребёнка должен быть, о полном отказе речи, конечно, не идёт, но при этом должна быть продумана система его хранения во время уроков. Также ничто не должно мешать учащимся пользоваться своими телефонами на переменах, – считает министр.
По словам Гончаровой, на ближайших родительских собраниях крымским школам предстоит определить способ хранения мобильных телефонов. На выбор: специально предназначенная для этого камера хранения или преподавательский стол. На то, чтобы обсудить проблему, найти компромисс и принять решение отводится первый месяц нового учебного года.
Уже есть и работает
Использование смартфонов во многих школах регулируется уже давно. Раньше всех к этой практике прибегли в специализированных образовательных учреждениях. В симферопольской специальной школе-интернате для слабослышащих к ограничениям вынуждены были обратиться, так как детей среднего и старшего возраста мобильные телефоны существенно отвлекали от образовательного процесса.
Директор ГБОУ «Симферопольская специальная школа-интернат № 2» Вера Шкирова рассказывает:
– Уже второй год у нас действует правило: перед началом урока учитель выключает свой телефон и первым кладёт его в специально предназначенный контейнер. Также мы просим поступать и наших учащихся. В этом плане нам, как учреждению для слабослышащих, официальная позиция правительства подходит как нельзя лучше. В противном случае, вообразите: ребёнок, который не слышит и включается в учебный процесс только, когда смотрит на педагога, отвлекается на переписку или, например, ещё что-нибудь интересное в своём смартфоне? Образовательный процесс будет сорван.
Введённое школой ограничение родителями было встречено с пониманием. По крайней мере, с жалобами на связанные с ним нештатные ситуации за два года никто не обращался.
Несколько «но»
Решение о введении ограничений на использование телефонов назревало уже давно, и не только в России. Первой по такому пути пошла Франция, где сначала предложили использовать в школе простые (кнопочные) телефоны, затем разрешили смартфоны с условием не пользоваться гаджетами во время занятий, а в прошлом году и вовсе отказались от телефона в школе. Неодобрение российских родителей по отношению к ограничительному новшеству этого учебного года, если оно и возникает, связано с опасением повторения именно такого сценария.
– Своему ребёнку я объясняю правила пользования мобильным в школе, и, конечно же, поддерживаю требование преподавателей и школы не отвлекаться на переписку на уроках. Но введение сначала ограничений, а потом полного запрета – вполне возможно. А этого не хотелось бы. Я думаю ни одна мать не поддержит идею отказаться от телефона в школах. И неужели, чтобы договориться с учащимися, необходимы какие-то дополнительные методические пособия и ограничения? – рассуждает мама девятиклассника одной из симферопольских школ Любовь Сотникова.
Существует мнение, что воспитывать культуру пользования гаджетами следует скорее в области морали и этики, а не только в части «место» и «время».
– Во всём нужна мера. На мой взгляд, уйти сегодня от мобильных телефонов невозможно. Более того, сегодня не так быстро можно обеспечить учебно-воспитательный процесс всеми достижениями науки и техники. Что касается использования мобильных на уроках, я думаю, здесь всё будет зависеть от педагога. От его умения обыграть материал и способности, возможно, задействовать при этом какие-то гаджеты. На мой взгляд, суть проблемы в вопросах этики. Когда учащиеся стремятся записать контент сомнительного нравственного содержания, то есть события, которые вызовут реакцию со стороны сверстников. Это может быть ссора, драка или непристойное поведение. Печально, но именно это всё больше актуально. И здесь задача родителей и педагогов объяснить нормы приличия и воспитать культуру. Нужно работать в этом направлении сообща, – считает заместитель директора МБОУ «Школа-лицей» № 3 им. А. С. Макаренко» Ирина Анюхина.
По её мнению, внимание вопросам этики использования мобильного телефона должны уделить в первую очередь родители. К слову, последним школы особенно не рекомендуют идти на поводу у желаний ребёнка и покупать дорогие и современные устройства. Ведь часто именно стоимость карманного девайса становится причиной раздоров, конфликтов и выступает в спорах в качестве последнего аргумента.
Егор ПетрунинПоследние новости
Осенние изменения погоды в Крыму
Синоптики предсказывают кратковременное похолодание в начале октября.
Ухудшение санитарного состояния платана в восточном регионе
Экологи предупреждают о возможных последствиях для экосистемы.
Ветряная оспа: глобальные масштабы заболевания
Каждый год миллионы людей страдают от ветряной оспы и ротавирусной инфекции.
Одноразовые станки: советы по выбору
Как выбрать одноразовые станки для покупки?