«Мало летает, часто ломается»: почему авиакомпании отказываются от «Суперджета»

Надежду российского авиапрома подводит плохое постпродажное обслуживание Евгений БЕЛЯКОВ «Машина для зарабатывания денег».

Надежду российского авиапрома подводит плохое постпродажное обслуживание Евгений БЕЛЯКОВ

«Машина для зарабатывания денег». Так прозвали «Суперджет» на начальном этапе его эксплуатации первые покупатели. Во-первых, самолет была на 15% дешевле зарубежных аналогов. Во-вторых, оказался на 10% выгоднее в обслуживании. В-третьих, для продвижения самолета России давала беспрецедентные скидки. В итоге по цене одного Airbus можно было купить сразу несколько «суперджетов». Но проблемы появились позднее. И полученную экономию съели непредвиденные траты…

МАЛО ЛЕТАЮТ

С первого полета «суперджета» прошло 10 лет, а с момента начала эксплуатации - 7 лет. Один из главных покупателей нового лайнера - «Аэрофлот». В его парке - около полусотни «суперджетов». Плюс есть заказ на еще сто машин. Тем не менее проводят в воздухе они крайне мало времени. Средний налет - 3,5 часа в день. Для сравнения, по данным ГосНИИ гражданской авиации, хороший показатель - это 9 - 11 часов в сутки. Почему так мало?

В «Гражданских самолетах Сухого» (ГСС, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) на это отвечали своими аргументами. Во-первых, ближнемагистральный самолет нельзя сравнивать с большими дальнемагистральными лайнерами. Среднее время регионального полета - всего 2,5 часа. В то время как некоторые «боинги» и «эйрбасы» совершают беспосадочные перелеты по 10 - 12 часов. Отсюда и разница в статистике. Во-вторых, все зависит от авиакомпании, которая использует самолет. К примеру, перевозчики «Якутия» и «Азимут» те же «суперджеты» используют по полной. Поэтому и налет часов там в разы больше, чем в том же «Аэрофлоте».

Но есть и другая причина. Техническая. Как ранее объясняли эксперты, маленький налет связан с длительными сроками ремонта «суперджетов» из-за поломок и нехватки запчастей…

Один из главных покупателей нового лайнера - «Аэрофлот». В его парке - около полусотни «суперджетов». Фото: Марина Лысцева/ТАСС

ПРОБЛЕМЫ С ДВИГАТЕЛЕМ И ШАССИ

Сухой Суперджет - это сборная солянка из технологий разных стран. Проект делали с участием французов и итальянцев. Первые поставили двигатель, а вторые - авионику. Кстати, экономичность двигателей (их делает французская Safran вместе с ОДК-Сатурн) была огромным плюсом «суперджета» по сравнению с конкурентами. Но постоянные проблемы с французским движком вынудили некоторые компании отказаться от эксплуатации самолетов. Или требовать компенсации от производителя. Причина - двигатель очень быстро изнашивается: уже через две тысячи часов налета (вместо заявленных восьми тысяч). Проблему французские специалисты решают, но не так быстро, как хотелось бы.

Кроме того, есть и другие вопросы к «железу»: проблемы со стабилизатором и управлением механизации крыла, не всегда корректно работает шасси, случаются перебои в работе системы ГЛОНАСС. Все это компания-производитель списывает на «детские болезни» (с момента начала эксплуатации прошло всего семь лет). Действительно, подобные проблемы возникают у многих новых лайнеров. И перевозчики это понимают. Но рассчитывают, что в случае поломок запасные части можно будет быстро достать. А с этим как раз-таки большие проблемы…

ДОЛГО ЖДАТЬ ЗАПЧАСТЕЙ

Производить самолет мы худо-бедно научились, а вот сервисное обслуживание пока, мягко скажем, не на высоте. В ГСС такие проблемы признают и обещают над ними работать. К примеру, сейчас ставят развитие постпродажного обслуживания в приоритет. Но, видимо, поздно. Первые заказчики уже стали отказываться от наших самолетов. Авиабизнес сильно зависит от того, сколько времени самолеты проводят в воздухе. И любой простой выливается в гигантские убытки.

Производить самолет мы худо-бедно научились, а вот сервисное обслуживание пока, мягко скажем, не на высотеФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

«Сервис должен работать так, чтобы любую нужную деталь можно было поставить в режиме «как можно быстрее», например в течение нескольких часов, - говорит источник «КП» в авиастроительной отрасли. И подтверждает, что российский производитель такой скорости обслуживания пока достигнуть не может.

К примеру, претензии высказывали бельгийская Brussels Airlines и мексиканская Interjet. Последняя купила 22 самолета и 4 из них использовала как источник запчастей. Вот такой «технический каннибализм», за который авиастроителю пришлось заплатить $40 млн неустойки. В ГСС эту информацию тогда опровергли, но вдаваться в подробности не стали, сказав лишь, что работают над совершенствованием сервиса и увеличивают складские запасы запчастей.

При этом у недостаточной оперативности есть свои причины. Во-первых, молодость самолета. В России и в мире эксплуатируется пока слишком мало «суперджетов», чтобы делать глобальную сеть по их обслуживанию. Для сравнения, «суперджетов» летает около сотни. А тех же «боингов» - десятки тысяч. Во-вторых, как отмечали эксперты в некоторых случаях были виноваты сами авиакомпании. Они сами вовремя не запаслись нужными запчастями, а потом долго не могли внести предоплату.

КТО ВИНОВАТ: ТЕХНИКА ИЛИ ЛЮДИ?

Итоги расследования инцидента в Шереметьево будут еще не скоро. И вполне вероятно, что вины производителя здесь нет. Мелких инцидентов с «суперджетом» действительно много. Но подавляющее большинство из них были техническими и никак не отразились на безопасности пассажиров.

Но теперь на счету российского лайнера уже две крупные аварии. Первая произошла в 2012 году в Индонезии, когда самолет врезался в гору во время демонстрационного полета. Тогда была доказана вина экипажа, отключившего датчик сближения с землей.

И вот трагедия в Шереметьево. Если на этот раз выяснится, что виновата техника, а не люди, то вкупе с другими проблемами это может поставить добить так хорошо начинавшийся и неплохо продуманный проект Sukhoi Superjet 100.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Самолет загорелся в аэропорту Шереметьево»

Последние новости

Решения, принятые Контрольно-дисциплинарным комитетом на заседании 20.06.2024 г. (протокол № 9)

Повестка дня: I. "О мерах дисциплинарного воздействия на ФК "Океан" г. Керчь" II.

Около 30 млн рублей потратят в Крыму на изоляцию теплосетей

Власти Крыма выделят 30 млн рублей на изоляцию наружных теплосетей в республике.

ЛДПР предложила предоставить налоговый вычет за оплату лечения ветеранов боевых действий

Депутаты ЛДПР во главе с лидером партии Леонидом Слуцким предложили предоставить возможность получения налогового вычета в размере 13% от суммы, потраченной на оплату лечения, в том числе лекарственных средств,

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *